Изменить шрифт:
A
A

Искусство общения с врачами

Определенный процент успешности лечения зависит от эффективности общения больного и пациента. Иногда всего лишь доброжелательная беседа и психологическое воздействие помогают облегчить страдания больного и вселить в него надежу на выздоровление.  Вопросами врачебной этики занимается такая наука как деонтология. Ее основными принципами являются поддержка, доверие, сочувствие, понимание и уважение.

Модели общения врача и пациента

До недавнего времени врач мог только наблюдать за естественным течением болезни и возможными силами облегчать страдания больного. С расширением лечебных возможностей увеличились и возможности воздействия врача на судьбу пациента. Специалист теперь зачастую должен принимать серьезные решения, последствия которых отразятся на всей дальнейшей жизни пациента. В таких ситуациях возникает вопрос о необходимости посвящения больного в детали лечебного процесса. С одной стороны в неведении пациент избавляется от сомнений и неуверенности, которые могут только взволновать его и негативно отразиться на результатах лечения. С другой – медицинский персонал не должен скрывать от него даже самую неприятную правду.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений больного и врача:

  • патерналистская – в данном случае доктор выступает в роли опекуна, берущего на себя заботу о пациенте;
  • совещательная – основана на взаимном доверии и совместном обсуждении важных решений;
  • интепретационная – при этом специалист делает упор на внимательное разъяснение всех обстоятельств лечебного процесса и убеждении больного в необходимости проведения того или иного лечения;
  • информационная – базируется на полной открытости информации о состоянии здоровья для больного.

Использование той или иной модели может быть уместным в различных ситуациях. Например, если пациент вникает в суть своей проблемы со здоровьем, лучше избрать совещательную модель. Если же требуется выполнение экстренных действий при нарушении сознания пациента, доктору приходится прибегать к патерналистской модели общения.

Взаимное сотрудничество

Успех лечения во многом определяется степенью доверия между врачом и пациентом. Доктор должен быть уверен в том, что больной будет соблюдать все его предписания и четко следовать намеченному плану. Для того чтобы этого добиться он должен заслужить доверие со стороны больного. Так лечебный процесс будет проходить в формате сотрудничества, когда его участники поровну делят ответственность за принятые решения, проговаривают все возможные исходы, делятся сомнениями.  Несомненно, если доктор вызывает отрицательные эмоции и методы его лечения не внушают доверия вряд ли пациент пойдет на поправку.

Одним из важнейших условий успешного взаимодействия также является поддержка. Пациент, понимая свое положение должен адекватно реагировать на предложение помощи как физической, так  моральной. Долг любого врача – облегчить страдания пациента и повысить качество его жизни. При этом немаловажно проявлять и понимание к врачу. К сожалению, на сегодняшний день не все заболевания являются излечимыми, не всегда доктор в силу тех или иных возможностей располагает всеми условиями для оказания эффективной помощи. Однако нужно понимать, что человек, давший клятву Гиппократа, всегда руководствуется интересами пациента и делает все, что в его силах.

Искусство разговора

Для того, чтобы врач смог эффективно вам помочь, он должен обладать данными обо всех особенностях вашего клинического случая. Для этого вы должны рассказать ему обо всем, что вас беспокоит. Желательно заранее продумать свое повествование, чтобы изложить все детали в хронологической последовательности. Не упускайте даже самые незначительные детали. Даже если они кажутся вам не такими важными, специалисту они могут дать много информации.

Не бойтесь рассказывать доктору даже о самых интимных подробностях, если они вас беспокоят.  Если у вас вызывает стеснение присутствие посторонних лиц, попросите доктора о разговоре наедине. Таким образом, врачу станут известны все необходимые факты, что может значительно повлиять на план лечения. Не стоит беспокоить о конфиденциальности сведений о вашем здоровье, так как каждый врач обязан соблюдать врачебную тайну.

Не стесняйтесь задавать доктору вопросы. Спрашивайте его о непонятных терминах, попросите простым и доступным языком объяснить вам причину и последствия заболевания, объяснить необходимость проведения той или ной процедуры. Вы можете также специально подготовить волнующие вас вопросы и записать их. Так в нужный момент вы не растеряетесь и узнаете обо всем необходимом.

Если вы не уверены в том, что запомните какие-либо рекомендации врача, попросите его предоставить их вам в письменном виде. Так вы можете быть уверены, что правильно соблюдаете схему лечения и вам не придется лишний раз посещать доктора. Попросите максимально конкретно указать информацию о названиях препаратов, их дозировке и способе применения.

Сообщайте специалисту обо всех изменениях в организме на протяжении курса лечения. Будь то улучшение или ухудшение, врач должен об этом знать. Только так могут быть приняты эффективные меры по коррекции программы лечения.

Взаимное доверие и поддержка значительно повышают результативность лечения и шансы на полное выздоровление.